09 апреля 2007

На прошлой неделе в Волгоградской городской Думе на очередном  заседании зашла речь об информационной политике в области реализации положений Жилищного кодекса РФ. Новшества, которые с этого года вводятся в сфере жилищных отношений, – вопрос, действительно, не праздный, требующий всестороннего освещения и обсуждения. В частности, отдельного разговора заслуживает тема газоснабжения населения в свете идущей полным ходом реформы ЖКХ. Этот вопрос рассматривался 28 марта в Госдуме РФ на заседании «круглого стола», организованном Российским газовым обществом и Комитетом Государственной Думы РФ по энергетике, транспорту и связи.

 В обсуждении приняли участие депутаты Госдумы РФ и члены Совета Федерации, представители Минпромэнерго, Министерства регионального развития, Федеральной антимонопольной службы, МЧС, руководство Белгородской, Костромской, Тамбовской, Тверской и Ульяновской областей, ОАО «Газпром», ООО «Межрегионгаз». Волгоградскую область представлял депутат областной Думы Владимир Мельников.

 Тема реформирования ЖКХ и возникшие в связи с этим вопросы организации газоснабжения населения уже неоднократно поднимались в течение последнего года на заседаниях Российского газового общества, обсуждались депутатами Госдумы РФ.

 – Рассмотрение данной темы, – комментирует Владимир Мельников, – в очередной раз связно с неудовлетворенностью общественности процессом реформирования жилищно-коммунального хозяйства страны, возрастанием опасений в связи с сохранением надежности работы газового хозяйства. Дело в том, что с 1 января 2007 года вступили в силу новые правила оказания коммунальных услуг гражданам. В соответствии с ними управляющие компании (в случае выбора жильцами этой формы управления многоквартирным домом) будут предоставлять весь спектр услуг, включая газоснабжение. В соответствии с новыми правилами газоснабжающие организации вправе поставлять газ только управляющим компаниям для его последующей перепродажи населению. Таким образом, в лице управляющих организаций на рынке газоснабжения появились перепродавцы газа.

Между тем сфера газоснабжения является специфической отраслью коммунального хозяйства. Поэтому реформирование коммунальной системы в области газоснабжения связано с рядом рисков, которые могут отразиться на комфортном и безопасном проживании граждан. По словам Владимира Николаевича, эти риски выглядят следующим образом:

–  Во-первых, мы  жертвуем безопасностью газоснабжения. Поставки газа связаны с повышенным уровнем опасности. Поэтому поддержанию внутридомового газового оборудования (ВДГО) в рабочем состоянии, проведению профилактических и ремонтных работ всегда уделялось большое внимание. В соответствии с новыми правилами обслуживание ВДГО стало сферой компетенции управляющих организаций, у которых, как правило, нет ни специалистов, ни средств для профессионального обслуживания и ремонта. Кроме того, деятельность управляющих компаний не лицензируется и не контролируется. Таким образом, состояние ВДГО фактически осталось бесконтрольным и потенциально опасным.
Во вторых, под угрозой может оказаться бесперебойность поставок газа. В соответствии с новым жилищным законодательством управляющие компании как посредники будут не только предоставлять энергоресурсы, но и собирать коммунальные платежи, в том числе за газ. При этом они обязаны рассчитываться  с поставщиками газа в полном объеме. Однако не все жители платят за газ своевременно, не во всех регионах создана система компенсации льгот. В этих условиях управляющие компании неминуемо столкнутся с неплатежами и не смогут своевременно расплатиться с поставщиками. Долги управляющих компаний будут расти и через некоторое время могут привести к банкротствам. Ресурсоснабжающие организации будут вынуждены приступить к ограничениям поставок газа и даже к отключениям, что может произойти уже в отопительном сезоне 2007-2008 гг.
И, наконец, в-третьих: под сомнение ставится надежность функционирования системы газоснабжения. Жилищное законодательство не ввело четких критериев оценки работы управляющих организаций, системы контроля их деятельности. Это создало условия для появления на рынке управляющих компаний-однодневок, мошенников. Таким образом, управляющие компании стали слабым звеном системы, которая до сих пор была прекрасно отлажена и эффективно работала. Зачем ломать то, что работает?
Региональные власти уже столкнулись с проблемами, возникшими после введения новых правил оказания коммунальных услуг. Мнение Владимира Мельникова, изложенное в официальных обращениях в Комитет Государственной Думы по энергетике, транспорту и связи, а также в Комитет по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству, совпадает с позицией других представителей исполнительной и законодательной власти ряда регионов: для поддержания безопасности газоснабжения, обеспечения бесперебойных поставок газа населению, сохранения надежной работы системы необходимо сохранить действующий порядок поставок газа населению ресурсоснабжающими организациями без посредников. Помимо этого требуется исключить из жилищного законодательства понятие услуги по газоснабжению населения и принять отдельный пакет законов по газоснабжению. Также нужно внести изменения в Жилищный кодекс Российской Федерации и Правила предоставления коммунальных услуг гражданам и закрепить функции по техническому обслуживанию ВДГО за газораспределительными и иными специализированными организациями.

На основании этого участники «круглого стола» рекомендовали Правительству РФ разработать и утвердить отраслевые Правила газоснабжения жилых помещений, технические регламенты по безопасности эксплуатации внутридомового инженерного оборудования, в частности, газового, а также внести соответствующие изменения в нормативные акты, рассмотреть вопрос о наделении соответствующего федерального органа исполнительной власти полномочиями по контролю за техническим состоянием и эксплуатацией жилищного фонда и внутридомового инженерного оборудования.

В Государственную Думу инициаторы заседания намерены обратиться с просьбой ускорить рассмотрение законопроекта «О внесении изменений в Жилищный кодекс и федеральный закон «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», в статью 292 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации с учетом исключения из действующего Жилищного кодекса Российской Федерации института посредничества при реализации коммунальных ресурсов населению.


 

Возврат к списку